Культура и отдых в Санкт-Петербурге. Афиша и анонсы Санкт-Петербурга. Кинотеатры, театры, музеи, ночные клубы, выставки, фестивали, знакомства. Фан-клуб Масяни в Санкт-Петербурге  

 реклама на портале    обратная связь

 

НАВИГАЦИЯ

главная
афиша
кино
театры

концерты
музеи
выставки и галереи
активный отдых

путешествия
 
отдых с детьми
рестораны
ночные клубы
казино
боулинг
бильярд
релаксация
розыгрыши
анекдоты
мода и красота
афоризмы
наши друзья
обратная связь
реклама на портале

Рассылки Subscribe.Ru
Репертуар театров Санкт-Петербурга
Репертуар кинотеатров Санкт-Петербурга
Концерты в Санкт-Петербурге
Афиша ночных клубов Санкт-Петербурга
МАСЯНЯ. СТАТЬИ ПРО МАСЯНЮ

04 апреля 2002 года

Просто Масяня

Ранней осенью 2001 года художник и скульптор Олег Куваев стоял возле станции метро "Чернышевская" и ждал подругу. Подруга запаздывала. Был типичный питерский вечер, что означает дождь и беспросветное небо. Город издавал монотонный гул, в котором постепенно стали различаться слова: "Не скучай, интим, кайф по выходным, не скучай, интим, кайф по выходным..." Голос принадлежал продавцу бульварной прессы - инопланетного вида человеку в целлофановом плаще. В следующий момент в мозгу Куваева внезапно и без всяких предупреждений родилась Масяня - самый популярный персонаж русскоязычного интернета и героиня нашего времени.


Олег Куваев стал папой Масяни в одночасье: ни творческой беременности, ни родовых мук - просто количество впечатлений, полученных за 34 года жизни, мгновенно приобрело новое качество:
- Тогда, у станции метро "Чернышевская", я вдруг понял: у этого города есть фантастический колорит и совсем не обязательно искать его за границей или где-нибудь еще. Он тут - в моем родном Питере.
Договариваясь по телефону о встрече, я предлагаю пойти в какое-нибудь "масянино" место. "Фишка" - не задумываясь, говорит Олег. В три часа дня мы - первые посетители "Фишки" (так называют здесь старейший альтернативный питерский клуб "Fish fabrique"). Металлическая дверь обклеена афишами, внутри - обшарпанная стойка бара, на стене надпись: "Смерть попсе". Клуб расположен на знаменитой Пушкинской, 10, - лет восемь назад здесь был один из центров независимой художественной культуры Питербурга. В Москве таким местом был двор Петлюры - несколько заброшенных особняков на Петровском бульваре, которые пять лет назад снесли и построили там офисный центр. Еще через три года офисный центр построили на Пушкинской, 10.
Вход в "Фишку" теперь с заднего двора - со стороны Лиговского. Олег здоровается с директором клуба Павлом, называя его при этом "Слон". "Он - Слон, я для большинства здесь - Сэм. Тут у всех есть ники," - поясняет Олег. Потертые джинсы, куртка с капюшоном, в ухе - серьга. Олег - плоть от плоти этих мест, здесь он - свой. Директор "Фишки" выглядит точно также. Олег пьет пиво из пластикового стаканчика и курит "честерфилд". Я - раб московских привычек - потягиваю гремучий чешский "Абсент" и курю "Парламент лайтс". Самое время для того, чтобы спросить о разнице между Москвой и Питером.
- Я никогда не думал, хорошо Москва или плохо, какие там отношения... Ведь как был сделан мульт про Москву? Я просто нарисовал то, что увидел. Многие обиделись, стали говорить, дескать, не все люди такие в Москве. Ну причем здесь это?
"Масяня в Москве" - один из самых популярных мультиков Олега. Масяня знакомится по интернету с москвичкой и приезжает к ней в гости. Масяня - со скромным рюкзачком, столичная подруга - в роскошном боа. "Это машинка моя," - говорит москвичка, указывая на джип размером с танк...
Говоря о Москве, Олег осторожничает. В его ситуации обидеть москвичей - вещь непозволительная. Согласно интернет-статистике ежедневно мультик про Масяню смотрит более 30 тысяч человек. В месяц - почти миллион. Из них больше половины - из Москвы, пик посещаемости - обеденное время. Таким образом, нетрудно выявить типичного фэна Масяни - служащий из какой-нибудь московской конторы.
Объективная сторона ситуации: Москва - самый компьютеризированный город страны.
Субъективная: Масяня - персонаж, которого все очень ждали.
"Взрывообразно все произошло и, в общем, неожиданно во многом. Тем более, что я в амплуа непризнанного художника существовал достаточно долго и успешно. И мне это нравилось. Я в этот образ вжился, и роль автора популярного персонажа - не моя роль. Так что нарисую-ка я дерьмовый мульт. Как непризнанный художник, я это очень хорошо умею"
Тут Олег неожиданно смеется - его смех заразителен и очень кого-то напоминает. "Да это же смех Масяни!" - осеняет меня. Позже вспоминаются слова Флобера, сказавшего на суде: "Мадам Бовари - это я".
Дело не только в том, что Масяня - это очень смешно. Невероятная искренность - вот в чем, может быть, причина популярности? За последние две недели Олег дал восемь интервью. Он встревожен, ему действительно неуютно от всего этого ажиотажа вокруг маленькой нарисованной девочки:
- Масяня поглотила меня целиком. 80% времени приходится отвечать на какие-то письма, делать не связанные с творчеством вещи, какой-то бизнес. Звонят совершенно незнакомые люди и предлагают Масяне рекламировать какие-то товары. Блин, жуть, короче, и творчеству совсем не способствует. Мне же очень важно сохранить такую специальную атмосферу вокруг этого дела. Вот сегодня вечером опять приду в "Фишку" - атмосферу восстанавливать. Про Куваева нельзя сказать "добился успеха". Во-первых, успех - это деньги. Пока они только где-то на горизонте, а Куваев одалживает у меня 100 рублей на такси. Во-вторых, он ничего не добивается. Он просто делает то, что ему нравится. "Главное - чтобы самому прикольно было," - вот его незамысловатый художественный принцип. Я все пытаюсь подтолкнуть его к оппозиции: Петербург-Москва. Куваев не ведется. Он неожиданно становится политкорректен и говорит какие-то общие вещи. На самом деле оппозиция есть. Москва Куваева пугает. Он получил уже несколько выгодных предложений перебраться в столицу, которые категорически отверг. Слово "шоу-бизнес" он произносит с какой-то особенной брезгливой интонацией.
Москва для него - это шоу-бизнес.
Но когда Масяня стала уже хитом русскоязычного интернета, на пороге куваевской квартиры появились москвичи. Они предложили на выгодных условиях заняться продвижением Масяни в офф-лайн - девочка переросла интернет и просится на просторы российского шоу-бизнеса. После недолгих раздумий Олег согласился. Так удобнее: творить в родном Питере и не забивать себе голову все этой суетой сует. Пусть этим занимаются в Москве. Я встречаюсь с продюсерами Масяни в одном из популярных московских интернет-кафе. Обоим от силы лет 25, оба работали раньше в различных интернет-проектах. Продвигать такую девушку, как Масяня, могут только продвинутые продюсеры.
Максим Манылов и Григорий Зорин - очень занятые люди. Когда я с ними встречался, они приехали с переговоров с известным продюсером: Масяня скоро должна запеть вместе с одной очень известной группой. "Естественно, это не будет какая-нибудь попса" - заявляют они. Их день расписан по часам: завтра - очередной раунд переговоров с MTV, которые близятся к завершению. Осталось только получить одобрение от американской части руководства канала и тогда приключения Масяни и ее приятеля Хрюнделя станут российским ответом Бивису и Батт-хеду.
В планах - тотальная масянизация страны. Выпуск сувенирной продукции, компьютерная игра, участие Масяни в рекламе. Кажется, трогательной питерской девочке грозит участь Микки-Мауса. Я говорю об этом ребятам. Они дружно мотают головой:
- Не грозит, потому что Масяня - очень честная. Она рождена не бизнес-идеей, а творчеством. Ее уникальность в том, что она стала популярной сама по себе. Никто не вкладывал в проект кучу денег, никто не занимался профессиональной раскруткой, здесь мы имеем дело с феноменом чистой народной любви. Пока мы тут два года разбирались с инвесторами, выстраивали бизнес-стратегию, смотрели на колебания рынка и индекса NASDAQ, Олег просто взял и начал рисовать. И в этом, кстати, отличие Питера от Москвы.
Масяня живет на сайте http://www.mult.ru/. Российский интернет пока еще не в состоянии приносить большие деньги, и офис одного из самых посещаемых сайтов рунета - двухкомнатная квартира на Васильевском острове. Олег только-только сюда перебрался - на "Ваське" недавно проложили новые телефонные провода и интернет здесь работает лучше. Вместе с единственным сотрудником сайта Натальей Олег развешивает на стене свои картины.
- Это то, чему я отдал большую часть жизни, - говорит он о занятных фигурках, написанных маслом на холсте. До рождения национального героя были годы, проведенные в атмосфере питерского андеграунда, шесть лет жизни в крохотном немецком городке на самой границе с Нидерландами, куда Олег на велосипеде ездил покурить травы в кофе-шопе, потом короткий период работы в компании, производящей компьютерные игры. К осени прошлого года он почувствовал: надо что-то в жизни менять. И тут очень кстати появилась вещь, по-научному называемая "флэш-технология"- для таких одиночек, как Куваев, вещь идеальная. Все в одном флаконе: и рисунки, и озвучание и тут же можно разместить в интернете, чтобы весь мир мог увидеть. И никто тебе не нужен.
Олег показывает электронный планшет и дигитайзер - вот они, орудия современного художника: - Некоторые рисуют мышкой, но, по-моему, это извращение.
Комната заставлена всевозможными компьютерными приспособлениями. "Единственная нормальная вещь - тапочки, остальное все - электронное", - говорит Олег. "Самое сложное для меня - не рисунок. Ты вот попробуй звук записать. Чтобы записать заразительный смех, надо довести себя до истерики. Когда ты не спишь сутки и ночью в компании друзей вдруг бросаешь всех, бросаешь текущую пьянку и бежишь записывать звук, потому что понимаешь, блин, вот сейчас получится - это уже, наверно, называется профессионализмом. Так, конечно, можно друзей потерять, но зато ты запишешь отличный смех".
Больше всего Куваев боится превратить Масяню в производство. Он называет это "запахом Союзмультфильма". Единственный советский мультфильм, который Олег считает выдающимся - это Винни-Пух. Все остальное - "конвейер". Он вспоминает давние времена, когда занимался параллельным кино. Ходил с убогой камерой "Киев" и пытался снимать фильмы. Однажды с друзьями заявился в ленинградский институт кино и увидел гору профессиональной техники, которая ржавела без всякой надобности. "Тут вечное противоречие между людьми, у которых есть возможности, и людьми, у которых до хрена идей и полное отсутствие возможностей. Причем это почему-то совершенно четко разные люди. Мало того, когда они перетекают друг в друга, они успешно перенимают свои роли".
По иронии судьбы Олег оказался как раз в такой пикантной ситуации: у него появились возможности. Масяня оказалась удивительно востребованной девушкой. Единственная аналогия, которую Куваев очень не любит, но от которой невозможно удержаться - это Данила-"Брат" питерского же дуэта Балабанов/Сельянов. Та же всенародная любовь и повсеместное цитирование наиболее излюбленных мест. Понять, что зацепил в народном сознании Брат - можно. Не отказывая в искренности его авторам, очевидно, что продукт это просчитанный и коньюнктурный. О Масяне этого не скажешь. Смешная питерская девочка, которая часами зависает в интернете, курит травку и ходит в клубы, вроде бы, слишком маргинальна, для того чтобы стать кумиром российских офисов. И тем не менее в ней каждый находит что-то знакомое - я проверял - люди зрелого возраста, годящиеся Масяни как минимум в родители, смеются над ее похождениями не меньше тинейджеров. Подобное единение в смехе - только ностальгического характера - я видел на моноспектаклях Евгения Гришковца, там, где он уморительно рассказывает о советском детстве. Оказывается, оно - это детство - у всех - от 20 до 70 - было общее и публика с умилением погружается в воспоминания и хохочет над остроумно подмеченными драматургом деталями. Масяня - персонаж, в котором точно отражается новая российская действительность. В ней нет ущербности и она не пытается доказать собственную полноценность другим народам (Данила-брат или Сибирский цирюльник), она плохо себе представляет советское прошлое и не ищет в нем ответов, она - просто очень смешное отражение нашей реальности. Когда на смену хаосу и беспределу приходят уютные интернет-кафе и чистенькие офисы, в которых так приятно посмотреть тайком от шефа на приключения маленькой питерской беспредельщицы и услышать, например, такое от обкурившегося приятеля Масяни по имени Хрюндель: "Алле, директор, да пошел ты в жопу, директор, не до тебя сейчас!"
Масяня уже несколько месяцев живет отдельной от своего родителя жизнью.
- Доходит до абсурда, звонят, пишут и спрашивают: какой у Масяни объем груди? Думаешь, что сказать на эту тему. Я придумал Масяню как шутку, но под нажимом народного творчества это выливается в реальный персонаж, который начинает существовать без меня. Ну, хорошо. Если Буратино пошел пешком сам, молодец. Пусть ходит. Если у нее появится какой-то объем груди, Бога ради. Но я в этом участвовать не собираюсь! - Олег снова неожиданно смеется. Я тоже. У него очень заразительный смех.

Источник: журнал "Домовой"

Колонка редактора

В Петербурге началась пора белых ночей. Самое романтическое время года, притягивающее в наш город туристов со всего мира. Только вдумайтесь – немцы и англичане, американцы и бразильцы, арабы и японцы платят тысячи долларов, плывут и летят по несколько часов, чтобы увидеть взмывающие над Невой мосты или шпиль Адмиралтейства, полюбоваться на фонтаны Петродворца и воочию удостовериться, как прав был поэт, когда писал: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи пол-часа...».
А мы, торопясь на работу проносимся мимо ограды Летнего сада, даже не замечая её, суетясь, не останавливаем взгляда на величественном Исаакиевском соборе, объезжаем пробки на набережной у Эрмитажа и на стрелке Васильевского острова у Ростральных колонн… читать дальше
 

СКОРО

10.04 - Олег Погудин (Мюзик-холл)
11.04 - Ляпис Трубецкой (ГлавClub)
12.04 - Звери (ГлавClub)
13.04 - Apocalyptica (Юбилейный)
18.04 - Сурганова и оркестр (ДК. Ленсовета)
30.04 - Алиса (Юбилейный)
23.05 - Фестиваль "Наши в городе" (СКК)
27.05 - Limp Bizkit (Ледовый)
 

ПОГОДА

все права защищены kulto.ru © 2001-2008

перепечатка и использование любых материалов (текстов и графических элементов) 
размещенных на портале допускается только с указанием ссылки на портал www.kulto.ru

Rambler's Top100