| репертуар кинотеатров Санкт-Петербурга | кинотеатры Санкт-Петербурга | рецензии фильмов |

Али /Ali/

Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Уилл Смит, Джейми Фокс, Джон Войт, Марио ван Пиблз, Рон Силвер, Джеффри Райт, Джада Пинкетт Смит
Год выпуска: 2001г.
Официальный сайт: www.spe.sony.com/movies/ali/
О фильме: Не быть мне, конечно, Майклом Манном. Однако, будь я им, я бы все сделал иначе. Я не стал бы снимать тягомотину на два с половиной часа. Я бы уложился в два, поместив в этот отрезок великий бой Мухаммеда Али с Джорджем Форменом, который состоялся в столице Заира Киншасе летом 1976 года. Именно после победы над Форменом и стал Али по-настоящему великим чемпионом. Именно тогда он превозмог судьбу, врагов, а главное - себя. На всю предыдущую жизнь Али я бы посмотрел сквозь призму поединка в Киншасе. Кстати, Манн так и делает. Но перед этим он эту предыдущую жизнь нам долго и весьма нудно показывает. Я так и не понял, зачем.

У Манна какая-то загадочная болезнь. Он умеет снимать только длинные фильмы. Если ему поставить задачу - уложиться в полтора часа, он, наверное, сойдет с ума. Если эта болезнь поражает бесталанного человека, он становится графоманом. К счастью, Майкл Манн талантом не обделен. Главное, что ему дал создатель - умение расставлять правильные акценты. Когда фильм продолжается более двух часов, зритель обязательно заснет, если его время от времени не взбодрить. Манн это делает именно в те моменты, когда ты уже совсем готов клюнуть носом. У меня какая-то странная болезнь. Джеки Чан меня усыпить может, Майкл Манн - никогда.

Его герои вызывают глубочайшее сочувствие. Вспоминая "Схватку" и "Своего человека", я тут же ощущаю тот прилив симпатий к персонажам Аль Пачино и Рассела Кроу, который испытал тогда, при первых просмотрах - хотя уже толком и не помню, что там к чему. То же касается Мухаммеда Али. Подозреваю, что Уилл Смит - не Иннокентий Смоктуновский. До сих пор у него хорошо получалось играть персонажей типа разбитного копа из "Людей в черном". Драматические роли к нему как-то не липли. Роль легендарного боксера - драматическая, и она Смиту непонятным образом удалась. Ему уютно в образе Али, он играет легко и ярко, возможно, делая своего персонажа даже более объемным, чем он был на самом деле. К фильму Смит серьезно подкачался и пытался поднатореть в боксе. Не будучи профессионалом, трудно оценить, насколько квалифицированно он действует на ринге. Может быть, он смотрится, как перворазрядник. Однако его боксерские навыки не имеют никакого значения - не в них дело. Если вы хотите получить удовольствие от неповторимого стиля Али ("порхать, как бабочка, и жалить, как пчела") - смотрите документальные съемки. Фильм Манна - для тех любителей бокса, которые стремятся понять душу чемпиона. И, пытаясь раскрыть ее, режиссер проделал поистине титаническую работу. Он привел своего героя в столкновение с таким количеством разнообразнейших людей, поместил его в такое количество всевозможных ситуаций, что душа Али стала для нас абсолютно прозрачной. Конечно, это всего лишь версия самого режиссера. Наверное, реальный Али был не вполне таким, каким получился в фильме. Но об этом знает только сам Али - да и то, неизвестно, смог ли он понять себя до конца.

Это не великий фильм, и даже не великий спортивный фильм - но это фильм, в который могут отыскать что-то свое даже категорические противники мордобоя. Это фильм о человеческой душе и о духе человека. Поэтому я и говорю, что Манну надо было ограничиться рамками одного боя в Киншасе. Именно тогда Али поднялся на свою высшую ступень. Подозреваю, что Манн хотел поставить нерукотворный памятник Али - и, в общем, сумел. К тому же фильм вышел аккурат к 60-летию легендарного боксера и потому был обречен как минимум на теплый прием. Однако, стремясь сделать монографию из серии "Жизнь замечательных людей", режиссер как-то незаметно рассеял энергетику героя. Уж слишком о многом он стремился рассказать - а при таком подходе всегда рискуешь упустить главное. В какой-то момент показалось, что Манн окончательно утратил контроль как над развитием сюжета, так и над своим героем. Но, когда начался рассказ о бое в Киншасе, все стало на свои места. Все сконцентрировалось, было отброшено все лишнее, и мы увидели то, чего заслуживали. Последние полчаса - лучшее, что есть в фильме. Рекомендую вам дожить до них, и вы наверняка сможете простить Манну его занудливость и монументальность.

ОБСУДИТЬ ФИЛЬМ НА ФОРУМЕ

по материалам сайта  www.kino.orc.ru

| репертуар кинотеатров Санкт-Петербурга | кинотеатры Санкт-Петербурга | рецензии фильмов |

 

все права защищены kulto.ru © 2001-2008

перепечатка и использование любых материалов (текстов и графических элементов) 
размещенных на портале допускается только с указанием ссылки на портал www.kulto.ru

Rambler's Top100