| репертуар кинотеатров Санкт-Петербурга | кинотеатры Санкт-Петербурга | рецензии фильмов |

Мулен Руж /Moulin Rouge/

США, 2001
Режиссер:
 Баз Лурман
В ролях:
 Николь Кидман, Эван МакГрегор, Джон Легизамо, Джим Бродбент,
Гарри МакДональд, Керри Уолкер и др.
Сценарий: Баз Лурман, Крейг Пирс.
О фильме: Мюзикл - это самый низкий из всех театральных жанров; самый условный, требующий от исполнителей не актерского дарования, а умения танцевать и петь. Задача мюзикла - развлечь непритязательную публику в выходные. Вся так называемая "классика жанра", например "Призрак в опере" или "Вестсайдская История", в лучшем случае образцы скуки и недалекости авторов, в худшем расцениваются зрителем как "тяжелый идиотизм". Мюзиклы давно умерли как кино жанр, но кажется реинкарнация не за горами. Первой ласточкой стал "шедевр манипулятивности" господина Фон Триера "Танцующая в Темноте", менее чем через год мы увидели "Мулен Руж" База Лурмана.
Первое впечатление от фильма, еще во время просмотра - это невероятно, невозможно, небывало, непередаваемо красиво. Даже так - Красиво. Я никогда, повторяю никогда, не видел такого изумительного визуального ряда! Говорить можно только в самых превосходных степенях, но даже в этом случае фильм нужно только смотреть, ибо словами не описать то, что происходит на экране. Меня просто закружил хоровод красок, звуков, образов - невероятно приятное ощущение.
К сожалению, это длится лишь первые двадцать минут, дальше темп снижается. Увы и ах - но яркий и красивый, как крыло колибри, мир уступает место для сюжета и диалогов, срывающихся в пение. Париж, 1899 год. Молодой и наивный поэт Кристиан (Эван МакГрегор) приезжает на Монмартр писать о любви, свободе и прочей идеалистической чепухе. Здесь он встречает Тулуз-Лотрека (Джон Легуизамо) и его друзей, которые пытаются ставить пьесу. На пьесу нужны деньги и актриса на главную роль. Деньги рассчитывают взять у Герцога (Ричард Роуксбург), а на роль возьмут "куртизанку" Сатин (Николь Кидман) из кабаре Мулен Руж. Дальнейшее ясно: Герцог соглашается финансировать предприятие только взамен на благосклонность Сатин, Кристиан и Сатин влюбляются, "нелегкий выбор" между настоящей любовью к нищему поэту и богатством и положением сделан в пользу первого, хотя и не сразу. Смерть Сатин уравнивает счеты.
Перед нами классический пример фильма-клипа, только поймите меня правильно - ни малейшей уничижительной интонации в этой характеристике нет и в помине. Просто дело в том, что главной определяющей этого новомодного жанра является следующее. Выкинь какой-либо сюжет, оставь навороченную красоту - фильм останется, он будет лишь короче на двадцать минут; сделай обратное - фильм перестанет существовать, ибо ничего кроме невероятной красоты там и не было. Такой была например "Клетка" - не фильм, а образец дизайнерской мысли, только "Клетка" вроде как триллер, там сюжет необходим. Почувствуйте разницу - "Мулен Руж" - мюзикл, ему по определению сюжет не нужен, и в чем-то даже вреден, потому что отвлекает от красивой картинки и от песен.
О песнях стоит сказать особо. Баз Лурман сделал интересную и оригинальную, и в тоже время само собой разумеющуюся вещь - ничего специально не писалось, ведь уже все написано до нас. Легко и свободно берутся известнейшие песни, которыми и иллюстрируется действие. Внимательный и подкованный зритель / слушатель без труда узнает их. В фильме звучат - Lady Marmalade, Roxanne, Like a Virgin, The Show Must Go On, это только то, что заметно сразу. Я как меломан, может, и не всегда соглашусь с подобным "миксом". Например, стоило ли вплетать в пошлятину Lady Marmalade, которую нам вешают на уши уже месяц, одну из самых великих и влиятельных песен 90-х? Я говорю о Smells Like Teen Spirit Нирваны. Оставим это на совести режиссера. Кстати воспользуюсь случаем и выскажу претензию к прокатчикам фильма - давать перевод песне субтитрами совершенно не нужно, все равно строчку не смотришь, а впечатление портится, ведь главное не о чем поют, а как поют.
Замечательный момент фильма: хряпнув рюмку абсента (70-ти градусный галюциногенный ликер) Кристиану привиделась муза в исполнении Кайли Миног. Очевидно, Баз Лурман решил подкинуть работенку своим соотечественникам (Ричард Роуксбург тоже австралиец).
Абсолютно выбивает из колеи и сносит крышу исполнение песни Стинга "Roxanne". В оригинальном, стинговском исполнении, и в версии Джорджа Майкла, это тихая печальная композиция. Но здесь… Актер ее не поет, он воет диким и трагичным ревом. Ближайший аналог - Ник Кэйв в расцвете своих сил, в конце 80-х. Неизгладимое впечатление! Блестящей пример того, как надо иллюстрировать действие песней. Кстати МакГрегор и Кидман тоже много поют, причем своими голосами. Надо сказать, для профессиональных актеров они не плохие певцы.
Напоследок не могу не провести параллели с предыдущим фильмом Лурмана, "экранизацией" "Ромэо+Джульетта". Чем он нас так поразил? Двумя вещами. Первое - то, что с Шекспиром можно ТАК обращаться. ("А не пора бы нам взяться за Уильяма, нашего, понимаете, Шекспира" - "И возьмемся!") А второе - это первый фильм-клип в истории кино. Учитывая это, "Мулен Руж" выглядит абсолютно грамотным и четким продолжением выбранной линии. Жаль только, что такого резонанса уже не будет.
Невзирая на все вышесказанное, фильм смотреть не просто стоит, но и совершенно необходимо. Причем для меня лично причина только одна: я ее изложил во втором абзаце. Может быть, вы найдете что-то свое. Добро пожаловать в Мулен Руж!

ОБСУДИТЬ ФИЛЬМА НА ФОРУМЕ

по материалам сайта  www.kinomania.ru

| репертуар кинотеатров Санкт-Петербурга | кинотеатры Санкт-Петербурга | рецензии фильмов |

 

все права защищены kulto.ru © 2001-2008

перепечатка и использование любых материалов (текстов и графических элементов) 
размещенных на портале допускается только с указанием ссылки на портал www.kulto.ru

Rambler's Top100